CruiseMagazine.RU
Архив новостей Репортажи Погода в мире Турагенства На главную
КРУИЗ №3 2002
- Краткой строкой
- Повышаем качество обслуживания?
- К двухсотлетию камнерезного дела на Алтае
- Курайская степь. Хроника событий
- Испания
- Европейская международная система образования
- Образование в Китае
- Материалы не вошедшие в печатный номер
CruiseMagazine.ru
ВНИМАНИЕ!!! Все турагенства г.Барнаула здесь!!!

Новая статьи в разделе "Репортажи" Читать...

Начинает работу сервер cruisemagazine.ru и приглашает всех заинтересованных лиц к сотрудничеству. Подробнее...

   
Здесь животные не боятся людей. Здесь воздух густой и тягучий.
Здесь стоит отойти друг от друга на несколько шагов -
и человек уменьшается в размерах, его голос тонет в воздухе, как в воде.
Здесь начинаешь ценить собственную жизнь, понимая, как невелика ее цена.

В июле 1976 года в Курайской степи (граница Горного Алтая и Монголии) состоялись первые Западно-Сибирские дельтапланерные соревнования. На протяжении последних лет Курайский старт постоянно включался в программу международных марафонов, организованных Ассоциацией дельта-парапланеристов "Крылья Сибири" под руководством Владимира Митина. Летом 2002 года в Курайской степи состоится очередной марафон, который начнется на северо-западе монгольского Алтая. Полеты в Курае станут его завершающим этапом.

Алтайская краевая ассоциация дельта-парапланеристов "Крылья Сибири" была зарегистрирована в 1993 году. Ее президент - Константин Мезгирев, секретарь - Игорь Гарипов, ответственный за международные связи и работу с детьми Владимир Митин.

Начало нашей дороги - Барнаул, или Бийск, Новокузнецк, Междуреченск, Новосибирск, даже Германия. Пункт назначения - Курайская степь в Горном Алтае, почти на границе с Монголией. Цель - региональные тренировочные дельта-парапланерные сборы, облет новых мест, подготовка к очередному международному Марафону. Основное транспортное средство - КамАЗ: ему предстоит возить пара- и дельтапланы, взбираться на гору к месту старта вместе с пилотами, а потом самых удачливых (или умелых) собирать по просторам Чуйской долины и доставлять в лагерь. С первого мгновения Камаз производит неизгладимое впечатление на всех участников мероприятия: необыкновенно чист (хочется сказать "гладко выбрит" - так отливают блеском его начищенные зеркала и огромные стекла), могуч и добродушен, как его хозяин, водитель Саша. В Бийске к КамАЗу присоединяется целая вереница легковых машин, везущих парапланы, их хозяев и группу поддержки в виде доктора, повара, жен и детей участников сборов.

Белый Бом

Первая цель нашего путешествия - Белый Бом, огромная белая скала, обрывающаяся в Чую. Солнце клонится к закату, и скала сияет золотом, вселяя в нас своей дикой красотой какой-то мистический ужас.

По хлипкому мостику наш караван переезжает на другой берег Чуи и устремляется в ущелье. Дорога перестает быть дорогой, по мере углубления в горы она становится нагромождением камней, корней и колдобин. Первым не выдерживает Игорь Бушуев из Новокузнецка. На прошлом Марафоне подобные дороги так "уделали" его Тойоту, что он год боролся за ее возвращение к жизни. Он первый решает прекратить автоистязания, поворачивает назад и пытается вразумить тех, кто еще не углубился в эту авантюру.

А мы решаем, что самое страшное уже позади и поэтому нет никакого резона возвращаться. До темноты еще далеко, но солнце уже опустилось за гору. В ущелье стало сыро, холодно.

С помощью рации и благодаря непреодолимому искусству убеждения назначенного руководителем сборов Александра Стебловского нам удается заманить сюда почти всех оставшихся участников (правда, Игорю все же удалось свернуть с пути истинного новокузнечан). Мы с тоской оглядываем уставшие и слегка побитые автомобили. Некоторые из них, поначалу приободренные тем, что их хозяева заартачились на самом въезде в ущелье и заявили о своем категорическом отказе двигаться дальше, теперь выглядят совсем плачевно. Ворча и переваливаясь с боку на бок, они въезжают на поляну и почти исчезают в зарослях высоченной травы.

Только красавец Камаз чувствует себя вполне уверенно, он все так же нетороплив и солиден. Все устали, ноги промокли от вечерней росы, быстро-быстро надвигается темнота, очень хочется высказать претензии тому умнику, кто сказал, что где-то здесь можно летать, и тому, кто решил, что здесь можно переночевать. Но горячие споры быстро остужают наступающие влажные сумерки. Вскоре траву приминают палатки, всем становится ясно, как прекрасно это место - спать будет мягко, рядом журчит чистейший ручеек, голоса поглощаются сырой травой и лесом, загорается костер. Наступает ночь - ночь на Ивана Купала.

Луна долго-долго не показывается из-за горы, но ее жаркий свет все равно разгоняет непроглядную темень. Языческие инстинкты зовут на поиски цветущего папоротника, но уставший организм и рациональное мышление заталкивают несчастное тело в палатку, где его обволакивает периной трава. Дурманящие запахи пьянят, усталость давит тяжестью на веки. Мы позорно проспали самую чудесную ночь в году!

А следующим утром Камаз, как пылесос, собрал в себя опытных пилотов и всех, чего-то желающих, и отправился вверх по ущелью на гору, где на высоте 2331метр расположен ретранслятор. Предполагалось, что эту гору следует облетать - удобный старт, есть места для посадки, и все это украшает своей близостью Белуха, до которой по прямой лететь километров 70. Но опыт и нежные воспоминания о прошлых полетах и заслугах в Курайской степи сыграли свою роковую роль, и совет летных экспертов вынес горе неумолимый приговор - да, старт хорош, но среди нас много неопытных пилотов (о присутствующих, конечно, не говорят!). Кто их будет собирать по елкам?!

И вообще - мы хотим в Курай, нечего здесь время терять. И оставив оскорбленную таким непочтением гору коротать следующее тысячелетие в одиночестве, мы скоропостижно собрали лагерь и двинулись дальше.

Курай

Курайская степь расположена на высоте почти 2000 метров над уровнем моря. Раскинулась она между двух горных хребтов - Северо-Чуйским и Курайским, достигая в ширину иногда 30 км, и напоминает огромное блюдо с посыпанными снегом острыми краями. На дне котловины - полупустыня: низкорослая колючая трава, в начале июня уже выжженная солнцем, каменистые холмы, по которым местное население пасет стада овец и диковинных длинношерстных быков. Летом температура достигает здесь +50, зимой -60 . Когда-то по этой степи кочевали скифы, оставив многочисленные курганы. Когда-то здесь располагались воинские части, оставив пристрельные метки на горах и разбомбленные постройки. Говорят, с высоты парапланерного полета, если не очень занят борьбой за выживание, это очень хорошо просматривается.

Красивейший Чуйский тракт, залитый горячим утренним солнцем, вновь стелется перед нами, развлекая прелестями древнего праздника Ивана Купалы. Проезжая небольшие поселки, мы еле успеваем поднимать стекла, спасая имущество и репутацию от полного затопления водой, которой нас щедро поливают местные ребятишки. В общем, машины нам по пути как следует помыли, настроение подняли, дорога оказалась легкой и близкой.

Вот и Курай. Приехали. Мы так спешили сюда! Кто-то помнил прошлые полеты в этих необыкновенных горах, кто-то горел желанием собственным парапланом попробовать этот странный воздух и необузданный ветер. А таких как я, соучастников, составивших уже не первый раз группу поддержки, влекла сюда неведомая сила, видимо, того же происхождения, что и сила, заставляющая паломников совершать бесконечные переходы к священным местам, или влекущая странника вернуться домой, туда, откуда начинался путь.

Даже год спустя я помню запах Курайской степи - там пахнет лиственницей, можжевельником и снегом, я помню звуки: вечером за лесом разговаривают журавли, днем трещат кузнечики, а ручей, у которого мы разбиваем лагерь, говорит человеческими голосами. Это потом, прислушавшись, понимаешь, что это он камни катит по дну, но первое время эти звуки заставляют оглядываться.

Мы не стали ставить палатки. Быстро перекусили, пилоты забросили летательные аппараты в урчащее нутро КамАЗа и двинулись в гору, к месту старта.

Анвар

Кто-то или что-то торопило события в это утро. А может, это были просто человеческие амбиции. Природа не обещала устроить праздник по поводу нашего прибытия и не собиралась смягчать своих условий. По большому счету, ей было просто наплевать на амбиции и гонор "крутых" мастеров. В первые же минуты после открытия старта случилась беда - самый молодой и неопытный пилот Анвар, стартовав, не совладал с воздушными потоками, купол сложился, высоты и опыта ему явно не хватило. Он упал, получив очень серьезные травмы. Его срочно отвезли в больницу в Кош-Агач, на следующее утро вертолет МЧС эвакуировал его в Горно-Алтайск. Состояние тяжелое, но угрозы для жизни нет - сообщил врач сборов Николай Михайлович Мальцев. Надо сказать, Михалыч сделал все возможное, что нужно и можно было сделать в тот момент. Потом были долгие обсуждения, почему так случилось, кто в этом виноват, что нужно было сделать а чего делать было нельзя, как избежать подобных историй в будущем и т.д. и т.п. Признали, что виновата во всем Случайность. Анвар оказался здесь случайно, он собрался в поездку в последний момент, и времени у него было всего ничего - полетать разок да домой. Случайно он стартовал вторым, вслед за своим другом Игорем Левкиным, опытным пилотом. Случайно налетел шквал, в который потом попадали еще несколько раз, но тогда была другая высота и другое мастерство. К сожалению, у Случайности много имен - безответственность, неосторожность, неумение прислушиваться друг к другу и думать о друге.

Опасности для жизни не было, цель сборов еще не была выполнена, нужно было оставаться и летать дальше. Впереди еще 9 дней полетов.

9 дней полетов

Из этих 9 дней ни один не был повторением предыдущего. Каждый день имел свой характер и свое лицо. Утром долину и горы заливало солнце. Тем, кто просыпался раньше, удавалось пройтись по ледяной изморози, покрывающей землю. Спустя полчаса изморозь превращалась в росу. Снежные вершины Северо-Чуйского хребта на фиолетовом фоне неба выглядели, как нереально красивые фотообои. Через 2-2,5 часа эта плоская картина оживала, становясь все более объемной - над горами росли горы облаков, которые кипели, множились, набирали силу и с остервенением обрушивали накопившуюся мощь вниз, на землю - снегом и дождем. Иногда этот заряд достигал долины, но дождей здесь почти не было. Казалось, что вода испаряется, встречаясь с жаром каменной почвы. Одного из пилотов подтащило к подошве тучи, и капли воды висели в воздухе вместе с ним, не проливаясь на землю. А вечером от края до края долины горела в небе двойная радуга.

В один из дней, когда многие из пилотов уже были в воздухе, внизу в лагере промчался смерч. Погода была солнечной, почти безветренной, потом вдруг по деревьям прошелся какой-то шорох, перерастая в шум, а затем в грохот. При этом деревья какое-то время оставались неподвижными, а потом вверх полетело все, что находилось на поляне: сохнущие спальники отрывались от земли на 5-8 метров, из костра вылетали сгоревшие консервные банки, полиэтиленовые пакеты улетали в небо, и, набрав высоту, уходили тем же маршрутом, что и парапланы. Если такое творится на земле, что же происходит в небе?!

Среди участников сборов было много опытных пилотов, участников и победителей соревнований в Алма-Ата на Тянь-Шане, летали они и на Кавказе, и во французских Альпах, и в Турции. И слава Богу, что был этот опыт! Страшно было всем. Только проявлялось это по-разному. Кто-то, смеясь, рассказывал об этом вечером у костра, кто-то психовал от бессилия перед собственным страхом, обвиняя всех окружающих по принципу "речка кретинка, облака предатели". Вася Бибиков, просидев день на горе и так и не стартовав, вечером разводил руками: "Раньше я не летал, потому что не было рации, потом - потому что не было прибора, теперь все есть, какую отмазку придумать - уж и не знаю". Хотя на Открытом Кубке в Алма-Аты 2000 года он выполнил норматив КМС.

Александр Стебловский, однажды полетев на маршрут, встретился с необъяснимым явлением - по всей долине ровное направление и скорость ветра, и вдруг его настигает очень ускоренное течение воздуха шириной приблизительно 7 метров и пытается свернуть параплан.

За один полет вариометры отмечали скорость подьема от +8 до -8 м/сек. Однажды Сергей Стрелов из Междуреченска, стартовав, взмыл вверх, как самолет и, за минуту набрав большую высоту, превратился в точку. Показания прибора изучались уже на земле, скорость подъема была в тот момент - 14 м/сек! Не увидев такого "финта" собственными глазами, смело можно утверждать - такого не может быть никогда!

Результаты полетов

А полеты красивые и настоящие все же были. Среди парапланеристов первым по числу дальних полетов стал Игорь Левкин из Барнаула. Бесшабашность, смешанная с мастерством, позволяла ему улетать каждый день на 10-15 км. Далеко не всем удавалось достигнуть поворотного пункта, расположенного в 25 км от места старта и обозначенного тремя постройками. В один из дней это удалось Виктору Юткину из Новосибирска и Александру Стебловскому. Виктор всегда летает очень элегантно и аристократично, без суеты и лишних рассуждений.

Наиболее длительные по времени и по протяженности полеты удавались дельтапланеристам. Они прорывались на большую высоту (до 1800 метров над стартом) и уходили на маршрут в сторону монгольской границы. Наибольшая длительность полета была у Вячеслава Солодкова из Бийска. Он несколько раз долетал до "поворотника" и возвращался обратно, набрав в сумме 72 км. Другим рекордсменом (65 км) стал дельтапланерист Сергей Стрелов. Группа подбора искала его больше часа, время от времени выкрикивая по рации: "Серега, ты где? Стрел, ты нас слышишь?". И, наконец, когда до Кош-Агача оставалось всего 5 км, когда поисковая компания уже начала волноваться и дрожать от нетерпения и холода, рация вдруг ответила Серегиным голосом: "Я вас не только слышу, но и вижу!"

Последний вечер
Спортивный календарь ассоциации
на весну - лето 2002 года:
8-10 (22-24) марта - Открытое первенство Восточно-Казахстанской области, г. Ленинагорск;
04-07 апреля - Открытое первенство Кузбаса по парапланерному спорту памяти Евгения Черемнова.
09-12 мая - Открытый чемпионат Алтайского края по парапланерному спорту (с. Солоновка);
24-30 мая - УТС повышение спортивного мастерства в Курае;
Май- июнь - Соревнования в Китае, организатор - Пекинский парапланерный клуб, продол-жительнсть 10-12 дней.

Над горами бушевал ураган, смешивая небо, скалы, снег и солнце в какой-то дьявольский коктейль. Невыразимое наслаждение - видеть, слышать, дышать, участвовать в этой радости, крепко замешанной на адреналине. Неодолимое желание вернуться сюда возникает в тот момент, когда понимаешь, что пора уезжать. В последний вечер природа, видимо, решив, что была недостаточно приветлива в самый первый день, выстроила из облаков парадную шеренгу летающих тарелок, а заходящее солнце подкрасило их в серо-розовые тона. Ненадолго, конечно, но мы все это видели и оценили.

Спустя чуть больше недели после возвращения мы узнали (случайно) что, находясь в городской больнице в Барнауле, умер Анвар. Причиной стал сорвавшийся тромб. Хотя, если бы сейчас, спустя полгода, набраться храбрости и назвать вещи своими именами, мы смогли бы понять истинные причины гибели Анвара. И, может быть, это позволило бы исключить подобные "случайности" навсегда.

Опасность для жизни есть всегда.
И почти всегда есть возможность избежать ее.
Наталья Стебловская
Фото предоставлены Натальей Стебловской.
 
Разработка ©
Design ©