CruiseMagazine.RU
Архив новостей Репортажи Погода в мире Турагенства На главную
   

Чуя-ралли

Что такое Чуя-ралли для Алтая? Это история - история спортивного водного туризма, это настоящее - рекордное в этом году количество участников (за постперестроечный период), это будущее - перспективы развития туристического и сервисного бизнеса, а это в свою очередь - пополнение бюджета края. После такого ударного начала, еще немного эмоций. Ралли - это настоящий мужской спорт, борьба со стихией на фоне первозданной природы Горного Алтая. Чередование более или менее спокойной воды и бурных порогов заставляют участников и зрителей сохранять пристальное внимание на протяжении всех этапов состязания.

Итак, в этом году на реке Чуя (республика Горный Алтай) соревновалось аж 240 команд, из которых не смотря на мужской спорт, было четыре женских команды. Участники приехали из Красноярска, Кемерово, Новосибирска, Бийска, Томска, Барнаула, Рубцовска, Челябинской области, из Москвы, и, конечно, сам Горный Алтай принял активное участие.

Европейская часть России не очень жалует Чую-ралли, так как из-за удаленности места проведения дороговизна проезда усложняет участие в этих соревнованиях. Однако, аналогичное мероприятие, проводимое в европейской части России в республике Адыгея на реке Белой (Краснодарский край) собрали всего четыре команды. Так что численное преимущество осталось за нами.


Рассказать о некоторых нюансах соревнований мы попросили Михаила Юрьевича Колчевникова - заслуженного мастера спорта по туризму, судью республиканской категории, инициатора и вдохновителя этих соревнований на протяжении многих лет.

- Михаил Юрьевич, чем обусловлено такое большое количество участников, такой, можно сказать, ажиотаж?

- Ну, во-первых - это выгодное положение края в центре Сибири, и качество горных рек. К нам с охотой едут из других регионов, да и дороги сейчас позволяют. Во-вторых - в крае сейчас достаточно турфирм, предоставляющих хороший сервис и суда для водного туризма различной категории.

- Вопрос по ходу беседы, просветите несведущих какие именно бывают суда для спортивного водного туризма?

- В этот раз соревновались команды на рафтах - это большие надувные лодки на шесть человек, говоря доступным языком, далее это двухместные катамараны - это две соединенные между собой остроносые лодки, и, наконец, каяки - это верткие спортивные одноместные суда.

- А в третьих? Какое будущее у Чуя-ралли? Оглядываясь назад и ориентируясь на будущее, сделайте прогноз, ведь вы до тонкостей знаете все в этих соревнованиях.

- Мне оно, это будущее рисуется в розовых тонах. Серьезных конкурентов на уровне страны у Чуя-ралли нет. История этих соревнований складывалась так, что первый наплыв туристов был в период постперестроечного интереса к России, в середине девяностых годов. А сервис тогда был просто некудышний. Ни тебе людей толком привезти, и продукты не доставляли, маршруты до конца не разработаны. Гости разъезжались полностью разочарованные и долго рассказывали, о нашей "Тьмутаракани" всякие ужасы. Потом к нам долго не ехали. Сейчас ситуация изменилась, привезут, увезут, накормят, напоят, развлекут - хотите участвуйте в соревнованиях, хотите смотрите. Помимо участников в этот раз приехало около пятисот зрителей. Им очень понравилось, приедут еще и привезут друзей и знакомых.

- Готовы ли мы будем принять такое количество людей?

- Да. Теперь нужно, чтобы и администрации и предприниматели осознали, что это может значительно пополнить и бюджет частников и бюджет края. Большую часть денег обычно зарабатывают не на самих соревнованиях, а на торговле сопутствующими товарами.

- Говоря языком шоу-бизнеса, соревнованиям не хватает раскрутки?

- Именно, сопутствующие товары - это не только спас-жилеты и каски, но и сувениры: вымпелы, футболки, кепки, календари и тому подобное.

- Кстати, а во сколько обойдется сейчас поездка на Чуя-ралли?

- Поехать посмотреть на один-два дня - доступно любой семье со средним достатком. А участие, учитывая стоимость снаряжения и самого средства передвижения, довольно дорого. Это могут себе позволить обеспеченные люди.

- А у обеспеченных людей хватает времени и желания, еще и заниматься спортивным водным туризмом?

- Хватает, я бы даже сказал, что пропаганда активного здорового образа жизни сейчас набирает обороты, и мы начинаем пожинать первые плоды - например, этот год, повторюсь, принес нам рекордное количество участников.

В нашей беседе с Михаилом Юрьевичем мы затронули вопросы в которых отдых, спорт и экономика тесно переплелись между собой.

Для тех, кто желает подробнее ознакомиться с историей соревнований и результатами Чуя-ралли этого года - читайте далее.

История соревнований Чуя - ралли.

Соревнования "Чуя - ралли" впервые проведены в 1978 году. До этого момента в СССР проводились соревнования только для байдарок. Барнаульские туристы Пелевин В.А. и Колчевников М.Ю. предложили проводить соревнования для всех видов туристских судов. Идея оказалась настолько плодотворной и своевременной, что уже в первый год в соревнованиях приняло участи 14 команд из десяти городов Сибири. Сначала соревнования проводились раз в два года.

Популярность таких соревнований росла и в 1983 году уже были проведены российские соревнования, а в 1985 - всесоюзные. Соревнования на реке Чуя проводились регулярно и привлекали все больше и больше участников. В 1986 году на соревнования приехали 35 команда из 23 городов Советского Союза (свыше 300 участников).

А в 1988 году на соревнования приехали первые иностранцы: четыре американца и один чех. Соревнования оказали на них столь сильное впечатление, что американцы взялись за организацию первых международных соревнований.

С нашей стороны организаторами явились всесоюзный Фонд мира , БММТ "Спутник" и местные туристские организации: Алтайский краевой совет по туризму, Алтур.

В первых международных водных соревнованиях приняли участие спортсмены из 17 стран, в том числе: США, Великобритания, Германия, Италия Франция, Канада, Непал, Зимбабве, Австралия, Ново Зеландия, Коста-Рика, Чехия, Индия, Замбия, Польша. Наибольшее число команд представили СССР и США. Зарубежные команды представляли крупнейшие туристские компании и такие известные компании - производители туристского снаряжения и оборудования как, "Patagonia","North Face", "Sierra Design" , "Sotar", "Sobek" из США, "Avon" из Англии, 'Prijon" из Германии и многие другие. Далее соревнования шагнули по земному шару : в 1990 году в США проводятся вторые международные соревнования, в 1992 году в Коста -Рике - третьи, в 1993 году в Турции - четвертые, во всех организатором с русской стороны выступал "Спутник". Затем эти соревнования взяла под свое крыло всемирно-известная фирма "Camel" , которая проводила их как "Camel White Water Challenge" на реке Замбези в Африке. В прошлом году один из организаторов соревнований на Замбези Тони Хансен (Tony Hansen) проявил интерес к первоначальному месту - р. Чуя.

В 1999 году был десятилетний юбилей первых международных соревнований "Чуя - ралли". О своем желании приехать на эти соревнования заявили команды США, Франции, Австралии, Великобритании, Чехии. Но события в Косово привели к тому, что в соревнованиях приняли участие представители Австралии и Швейцарии.

В 2000 году соревнования Чуя - ралли проводились как Кубок России по водному многоборью. Кроме того, в это же время были проведены и соревнования для рафтов в формате Международной Федерации рафтинга.

В августе 2000 года были проведены соревнования в формате "White Water Challenge" для рафтов. Они назывались Ак Талай Марган ( алтайская калька с английского названия).

В 2001 году соревнования прохдили как соревнования на кубок России а в 2002 Как Чемнионат России


Чемпионат России по туристскому многоборью (водный туризм) "Чуя - ралли 2002"

7-11.05.02

Протокол командных результатов

Команда Короткая дистанция Сумма мест
короткая
дистанция
Длинная дистанция Сумма мест
на двух
дистанциях
Место
безопасность слалом гонка Сумма мест
р к2 к очки р к2 к очки р к2 к
1. "Ермак" Красноярск 7 4 1 12 8 3 12 23 35 7 5 1 13 48 4
2. "Алтай-рафт" Респ.Алтай 1 5 2 8 3 1 1 5 13 1 1 2 4 17 1
3. "Алтур" Барнаул 6 10 4 20 5 5 7 17 37 4 6 13 23 60 7
4. "Горизонт-ГАГУ Г-Алт" 11 2 3 16 2 4 3 9 25 2 3 4 9 34 3
5. "Республика Алтай 2" 2 6 5 13 1 2 5 8 21 3 2 3 8 29 2
6. "Манжерок" рес.Алтай 8 13 6 27 11 13 9 33 60 11 13 8 32 92 11
7. "Югория" ХМАО 10 1 7 18 6 6 2 14 32 6 4 10 20 52 5
8. "Юнтур" Барнаул 5 8 8 21 7 10 10 27 48 9 10 12 31 79 9
9. "Глобус-тур" Бийск 3 3 9 15 9 8 8 25 40 5 7 7 19 59 6
10. "Буревестник" Кемерово 9 11 10 30 10 7 4 21 51 12 12 5 29 80 10
11. "Страхуй" Москва 14 14 11 39 14 14 13 41 80 14 14 14 42 122 14
12. "Алтайбизнес" Бийск 4 7 12 23 4 12 6 22 45 8 11 6 25 70 8
13. "Юнион" Новосибирск 12 12 13 37 12 11 11 34 71 13 9 9 31 102 13
14. "Рафт-премьер" Барнаул 13 9 14 36 13 9 14 36 72 10 8 11 29 101 12
 
Разработка ©
Design ©